четверг, 26 декабря 2013 г.

№8. Восточные языки и университеты в Польше

   
По дороге в университет. "Cz" в польском языке читается как буква "ч". Редкий пример магазина, работающего даже(!) по воскресеньям.
    Тридцатое сентября, первый день учёбы. Ну, формально первый день - в плане занятий на сайте университета только две "пары" по 45 минут. Первая - иннагурационная, вторая - библиотечная.
    Так поздно учёба здесь начинается только у студентов - школы, техникумы и все-все-все стартуют с 1 сентября - Всемирного Дня Знаний. А студенты, как тунеядцы, начинают занятия с 1 октября...

    Мы поели, поспали, сходили в туалет, оделись. Некуда торопиться - пары сегодня аж на два часа дня. Вместе с нашим соседом вышли заранее и пошли в долгий путь до университета.
    Макс (наш сосед) сказал, что тоже будет ходить пешком. Скажу сразу, больше чем на три раза его не хватило - 7 км в одну сторону это не в AION поиграть или анимэ посмотреть детские игрушки. Зато ехать, пересаживаясь три раза, а после - идти пешком 20 минут ему было нормально.
    Странное место для университета - узкое здание на шесть этажей. По соседству от входа видим двери - McDonalds. Можно сразу идти подыскивать себе должность.
    На первых трёх этажах - Empik School. Не знаю, крутое это заведение или нет, но людей там не меньше, чем на наших верхних трёх этажах. Повезло, что есть лифт. И не один, а целых два!
    Людей ужасно много, сегодня здесь собрались все. Наверное, единственный раз за весь год - ведь в нашем университете свободное посещение. Хорошо это или плохо - не мне судить. Но реально не ходить можно только на один-два предмета, а на остальных оценка сильно зависит от посещаемости. Так сказать, чем выше посещаемость - тем больше шанс её появления. Но, в принципе, сильно можно не париться - если ты действительно учишь все сам и обладаешь интеллектом, то можно сдать всё на дополнительной сессии с первого раза и без какого-либо вреда для диплома и себя.
    Никак не могу привыкнуть к тому, что мы уже не совсем дети. И наши сверстники, естественно, тоже. В любом новом коллективе (особенно в юношеском возрасте) в первый раз все его члены кажутся такими взрослыми и успешными. Вот и мне показалось, что я пришел не на первый курс университета, а как минимум на пятый. Частично это оказалось правдой, но об этом чуть позже.
    Седые, бородатые и важные дядьки рассказали нам, как хорошо, что "все мы здесь сегодня собрались" и что наш университет лучше всех. Поведали нам о важности нашего обучения и подчеркнули "великое будущее" нашего направления (в зале сидели будущие японисты и синологи). После этого мы отправились на библиотечную пару, где нам рассказали о том, что нашей университетской библиотекой лучше не пользоваться, ведь через дорогу стоит Городская Студенческая библиотека. Внушающее здание, скажу я вам.
    Раньше я писал, что здесь все платное. Библиотеки включительно. Сложнейшая система штрафов за опоздание, передержку, грязные страницы и пылинки на книгах отбивают любое желание пользоваться преимуществами печатных знаний, благо на русском языке в Интернете литературы достаточно. Чего нельзя сказать о польском...
    Ну, и на следующий день сразу четыре пары. Первое время тяжело было воспринимать информацию семь часов подряд ( 90 минут занятие + 15 перерыв) на польском языке о китайском, но я быстро привык.
    Расписание. Самое прекрасное в нём - ни одной первой пары. Все занятия до конца года у нас начинаются в 9:45 (не считая некоторых отработок - они бывают и в 8:00). Еще один огромный плюс - мы не учимся по средам. Кафедра восточных языков не работает в этот день. Вообще. Здесь люди очень гордятся своим трудолюбием. И еще о трудолюбии: деканат работает четыре дня в неделю (вторник, четверг, пятница и суббота) по 4 часа в день. Попасть туда еще сложнее, чем не попасть на штраф в библиотеке.

Лут, выпадающий из тётки в приёмной деканата. У каждого он soulbound, поэтому беда. Студенческий билет, некрасивый и с чипом
    Что же мы учим в этой своей "wyszczej szkole" (высшей школе)?
    Я учу китайский язык, моя девушка - японский. Не надо спрашивать почему или зачем - просто почитайте, какие страны на сегодняшний день (и на завтрашний тоже) лидируют на мировом рынке и имеют наибольший экономический рост, вспомните, где придумываются и собираются практически все ваши "гаджеты" и подумайте сами. А еще, в Юго-Восточной Азии живёт около двух миллиардов человек, что чуть больше, чем много.
    И, на сегодняшний день, практически после одного семестра обучения, хочу сказать, что это как минимум интересно. В смысле, учиться. Каждый человек, в котором есть какие-либо задатки филолога и который когда-либо учил (не в школе, а чуть-чуть больше) любой чужой язык, знает, что "The more languages you know, the more you are a person". Так вот с восточными языками эта фраза раскрывается полностью. Конечно, сегодня весь мир урбанизируется и унифицируется, но это абсолютно другая планета, на которой от "блистательного" и "идеального" Запада нет практически ничего (кроме McDonalds и KFC, конечно, при чем второй там значительно популярнее). И люди живут без интеграции, представляете?
    Тем, кто еще не определился со своей будущей профессией - рекомендую выбирать именно китайский, японский или корейский язык. А лучше все сразу. Не надо, лопнет мозг и все перемешается. Похожего там много, но оно так же сильно отличается друг от друга. Хорошее, а лучше отличное знание английского приветствуется - много стоящих и толковых материалов доступны пока только в этом языке из-за относительно небольшой (пока еще) популярности изучаемых предметов.
    Предметы. Это то, что сильно отличает местные  大学 ( "да щюэ" - университеты) от таких же на родине. Кто-то может сказать что это "узколобие", кто-то - что это "подготовка настоящих специалистов", но из предметов общего цикла у нас только językoznawstwo (языковедение) и то, по нему нет зачёта. Остальные предметы - язык, грамматика и использование языка, письмо, история и философия - все по тому предмету, который мы пришли учить в университет. Минусы этого способа обучения придумайте сами, а плюсы, которые я вижу и чувствую, учась здесь, напишу я:
  1. Полноценное, абсолютное углубление в тот предмет, который ты пришел учить в университет. Китайская философия, китайский язык, китайская история - каждый предмет дополняет следующий и НИЧЕГО не отвлекает и не мешает, ты всё время варишься в одном и том же;
  2. Огромное количество свободного времени, которое не тратиться на записывание лекции по логике или спанье на паре истории зарубежной литературы (выше я писал про среду);
  3. Опять же, переплетенность всех предметов. Каждый из них требует знаний с предыдущего, что стимулирует постоянное выучивание всего. Что и является самым огромным плюсом - достаточно учить один предмет и просто подгонять остальные, чтоб сдать все зачёты.
     А еще небольшое преимущество нашего маленького университета (который тут все называют "szkola"): у каждой группы всего по три преподавателя на все языковые предметы. Поэтому не надо упрашивать одного, давать деньги другому и запоминать имена еще тысячи преподавателей - всё легко и просто. Что еще сильнее переплетает все наши предметы.
    Может, конечно, это и "узколобие". Но возьмем такую ситуацию:
    Жил Алексей, жил, и вдруг захотелось ему пойти работать переводчиком, допустим, корейского языка. Для этого ему надо диплом знать язык. И решил он пойти в университет учиться. Пришёл с огромным желанием и энтузиазмом - а тут, блин, "История зарубежной культуры". Ладно, вторая пара будет лучше - но там снова какие-то непонятные "Основы языковедения". Третья пара - "Философия Греции" или еще какой-то бред, а на четвертую уже идти не хочется. А еще - чтоб давали стипендию или хотя б не выгнали из университета - надо сдать зачёты по всем этим предметам, которых каждый день в два раза больше, чем языка. Но Лёшка не хочет учить всю эту bzduru (чепуху), он хочет учить язык. И по чуть-чуть его желание умирает, а время все больше и больше занято непонятно чем, а не языком. В итоге из университета выходит человек, который знает язык чуть лучше, чем немного, НО ЗАТО он умеет выкручиваться из разных ситуаций, покупать себе зачёты, уговаривать преподавателей и решать много важных насущных проблем. Это, безусловно, крутая школа жизни и он сможет выкрутиться из любой неприятности, но сможет ли он найти себе работу по специальности? Отсюда и появляется миф о том, что найти работу по специальности - невозможно. Какой специальности? Общей? Ну вот и работают люди по "общей" специальности, то есть там, где лучше получается и больше платят. А наш Лёшка сидит сейчас в офисе и смотрит котиков ВКонтакте, вместо того чтоб объединять Корею и переводить "Гангнам стайл". А еще пишет гневные посты про ничего не делающее государство и полную безработицу в своей отрасли.
    Напоминаю, что это всего лишь строго моё видение ситуации и я призываю Вас формировать своё, уникальное мнение на этот счёт. И вообще - не верьте всему, что читаете в Интернете. Доброго времени суток Вам :)

Рассвет из нашего окна

Комментариев нет:

Отправить комментарий